Наука путешествовать. Глава 5. Встречи

В пути попадаются люди разных профессий и взглядов, богатые и бедные, из иных слова не вытянешь, а других не заткнешь всю дорогу, слова не вставить. Я двигаюсь по линии, протянутой через всю страну, и те, с кем я на этом пути столкнулся, и есть представители народа, среднестатистические россияне, и мысли их, и проблемы, и радости такие же среднестатистические.
Дальнобойщики, которые нас подбирали, обычно люди уже немолодые, у многих взрослые дети, иногда и внуки. Большинство были в армии, жили в деревне или районном центре, строили дома. Их жизнь состояла из постоянных рейсов, они работали, работали, возили грузы, зарабатывали деньги для семей, и все сложности и беды решали одним-единственным способом – трудом.
Андрей вез нас от Улан-Удэ до Читы. Молодой парень, закончивший сельскохозяйственный институт, парашютист-перворазрядник ДОСААФ, он попал в армию, в десантные войска. Афганистан. Ранение. Госпиталь. Демобилизация. В Новосибирске познакомился с будущей женой. В совхозе агроному платили мало, кончались восьмидесятые, пришлось, чтобы прокормить семью, пересесть за баранку. И потянулись километры и километры, редкие дни дома, долгие дни в пути. Вот уже внуки,  Андрей говорит о них, улыбаясь. Годы берут свое, можно уже и не ездить, пенсия большая, но привычка работать не дает сидеть сложа руки, не только в России, но и в Китае уважают пожилого водителя за трезвость и честность, доверяют грузы и деньги.
Read more...Collapse )

Наука путешествовать. Глава 4. Байкал

В путеводителе пишут, что лучшие виды на Байкал открываются с кругобайкальской железной дороги, если идти вдоль нее пешком. Прекрасен Байкал осенью, когда деревья отливают золотом и медью, и славное море накатывает на песчаный берег свои прозрачные воды.

Чап-чап. Шлеп-шлеп-шлеп. Уже несколько часов мы ковыляем по шпалам под проливным дождем, заходим в темные и пахнущие сыростью тоннели, отдыхаем на рельсах, и вновь, судьбу проклиная, тащимся с рюкзаками на плечах. Все, кто ходил по шпалам знают, что расстояние между ними слишком коротко для нормального шага, и приходится либо семенить, либо перепрыгивать через одну, а если у вас за спиной еще намокший и отяжелевший рюкзак, это особенно тяжело. По бокам рельс насыпан острый гравий, и общая скорость движения не более 3-4 км/ч.

IMG_7912

Read more...Collapse )

Чита-Хабаровск (2170 км). Автостопные будни.

День 1.
Из Читы в сторону Хабаровска мы выдвигались не спеша, на трассу выползли около 5 вечера. Ехалось в начале тоже лениво - сначала 2 локалки по 8 км, потом минигрузовик, на 200 км, с открытым кузовом. Немножко поболтав с водителем, мы рассказали ему о своем желании прокатиться в кузове по России, хоть это у нас в стране и запрещено. Он сказал: "Устраивайтесь! Прокачу!" и тем самым подарил нам 2 часа счастья.





Read more...Collapse )

Наука путешествовать. Глава 3. Шестаковская экспедиция

Меня часто спрашивают, как я путешествую, что я ем, где сплю, как передвигаюсь, причем неоднократно случалось, что спрашивающий как раз во время разговора либо угощал, либо вписывал, либо подвозил. Таким образом, он непосредственно был вовлечен в процесс моего путешествия, и, тем не менее, самая его сущность ускользала от понимания.
Итак, эксперимент продолжается. Тема исследования – использование археологических экспедиций в вольных путешествиях. На нашем пути случился лагерь археологов, раскапывающих Тагарскую культуру, сибирский европеоидный народ, проживавший здесь 2,5 тысячи лет назад. Поросшие Read more...Collapse )

Наука путешествовать. Глава 2.

Когда – наконец то! – машина начинает мигать правым поворотником, снижает скорость и выкатывается на обочину, я каждый раз внутренне собираюсь. В те 2-3 секунды, что я вижу водителя через лобовое или боковое стекло, обычно удается установить только, стоит ли садиться в машину. Каким окажется драйвер, будет ли он угрюмым и неразговорчивым, или наоборот, сам начнет сыпать своей биографией, травить байки, а может выскажет свое мнение на политику, развал СССР или войну на украине, заранее сказать нельзя. Первое впечатление подтверждается редко, пожилой усатый дядька может оказаться электриком и молчуном, или моряком и одновременно шумным эмоциональным «политиканом».
В любом случае, так или иначе, почти всегда мы рассказываем водителю о себе, хотя бы вкратце. Отношение водителей к туристам чаще всего положительное. «Да, надо путешествовать, пока молодые…» - слышим мы в каждой второй машине, Read more...Collapse )

Наука путешествовать

Когда Кротов рассматривает путешествие с научной точки зрения, оно становится исследованием, страна – объектом исследования, а народ, ее заселяющий может быть классифицирован по нескольким сравнительным параметрам, например гостеприимство, богатство или бедность, хитрость или открытость, агрессивность и доброжелательность, отношение к вольным путешественникам и распространенность автостопа, интернета, религиозность... Исследователям даются практические советы, и как любая серьезная теория, наука путешествовать базируется на нескольких постулатах, заключающихся, например, в том, что мир изобилен, хороших людей больше, чем плохих, сделанное добро возвращается и так далее.
Я описываю свое путешествие с целью развития этого самого научного подхода к вольным скитаниям. Больше всего в пути меня интересуют люди, которых я встречаю, и разговоры с ними я стараюсь запоминать, а самые интересные привожу здесь. Просто движения по трассам и посещения городов мне уже мало, поэтому я начал планировать путешествия с остановками и заездами на многочисленные фестивали и экспедиции, распустившиеся как подснежники на всей оттаявшей части России. Первой такой остановкой стало наше двухнедельное участие в Усть-Вагильской археологической экспедиции, проходящей в отдаленной части Свердловской области, в Гаринском районе, и предпринятой Свердловским краеведческим музеем. Read more...Collapse )

Дорога в Екатеринбург

Накануне выезда у меня сломался зуб. Перспектива ехать в таежную глухомань с зубными проблемами мне совсем не нравилась, поэтому вместо того, чтобы провести утро отъезда распевая мантры, целью которых было бы облегчение автостопного путешествия, и улучшения нашей кармы, или что там еще располагает к себе водителей, я, ругаясь и плюясь, бегал к зубному ставить мышьяковистую заплатку, которую мне еще предстоит выковырять в тайге через неделю какой-нибудь козьей ножкой, как в чеховском рассказе.
Read more...Collapse )Папа и мама вывезли нас на трассу, и мы остались вдвоем, с двумя увесистыми рюкзаками, изрядно потяжелевшими от всяческих ништяков, которые мне заботливо уложили в дальнюю дорогу самые дорогие мне люди, иногда невзирая на мои протесты, но каждый раз точно зная, что эти припасы мне пригодятся. Галический тракт давно уже стал притчей во языцех, и славится он своими ухабами, однолетними покрытиями, являя собой асфальтовое лоскутное одеяло, одинаково проклинаемое как дальнобоями, так и водителями локальных легковушек. Двигались мы медленно но верно, проезжая то по сто километров, то по десяточке, с деревенскими грибниками и ягодниками. До Мантурово мы доехали с добродушным веселым стариком, везущим из областной больницы покойника и могильные ограды. В который раз я выслушивал нехитрую автобиографию: служил в Чехословакии механиком-водителем (как и большинство дальнобойщиков, чьи армейские годы предопределили всю дальнейшую судьбу), всю жизнь в районном центре, дети разъехались кто куда, на пенсии, но все равно работает. Этот человек, как и многие такие же сельские жители, аборигены костромской глубинки, живет жизнью простой и ясной, как баранка автомобиля.
Видимо, неспетые мантры и отсутствие необходимых в таком случае медитаций сделали свое дело – мы часто попадали в продолжительные зависы, машины проносились мимо, либо полностью загруженные, либо пустые, водители то разводили руками, то показывали, что скоро поворачивают, а самые остроумные показывали нам в ответ большой палец, и, радостно смеясь, ехали мимо, довольные своей шуткой. Под Шарьей стало темнеть, и мы углубились в лес, на ночлег. Всю ночь по трассе проносились машины, и эти звуки баюкали нас лучше всякой колыбельной.
Наутро я вылез из палатки, собрал вокруг сухие ветки и принялся готовить завтрак. Место, выбранное вчера, в общем-то, случайно, оказалость просто райским, мы стояли в зарослях черники, и насколько хватало глаз, между зелеными листиками синели крупные ягоды. Юляша еще спала, когда я ползал по кустам, собирая в миску чернику и забрасывая ее в закипающую кашу. Сахара мы с собой не взяли, поэтому ягоды оказались очень кстати, придав каше, к тому же, привлекательный розовый оттенок. Это было прекрасное утро.
Снова завис. Снова каменные лица в пролетающих мимо локалках. В конце концов нас подобрал молодой парень, геодезист из Кирова, объездивший всю Россию, в особенности интересующий нас Дальний Восток. «Я строил мост на остров Русский. Нет лучше работы вахтами, чем строить мосты. Браконьеры привозили нам дальневосточных крабов, красную рыбу и икру. А какие там китайские рестораны, забудьте вообще то, что вы тут пробовали!»  Этот парень взял нас потому, что ехал издалека, и начинал засыпать. Но не только поэтому. Он просто много кочевал. А кочевники 21го века, также как их предшественники, передвигающиеся по степям на конях, откуда то из глубины души выращивают законы взаимопомощи, того отношения к путникам и гостям, которое лежит в основе древних традиций и религий разных народов.
Дагестанец на собственной фуре. Множество русских, на лицах которых читалось немое удивление, промчалось мимо, а остановился нам кавказец, которого не испортили даже 20 лет жизни в Москве. С каким чувством он рассказывал про Дагестан! По его словам, это земля обетованная, с лесами, горами, холодными реками, изобильный и мирный край. Водитель в армии. Жена русская. Четверо детей. Сын -  чемпион России по боям без правил. «Нэт, дальнобойщик – плохая профэссий! Мотаешься туда-суда, всу жизнь как собака…»
После полуторачасового зависа, нас подобрал узбек, живущий в республике Коми. «Что, никто не берет? Савсэм нэ осталось добрый люди. У нас в Узбэкстане толко подними руку…»
Мы – цыгане. Вот в вечерних сумерках на зеленом поле, посреди просторов на свежем ветру, дымится наш костерок, кипит вода в котелке, мы сидим прямо на земле, откуда то с пилорамы доносится «Океан Эльзы» и визг циркулярки, дым стелется по земле, смешиваясь с наползающим из низины туманом. Нам некуда торопиться. Завтра мы поймаем попутного дальнобоя, будем слушать его рассказы о армии, о семье и детях, о найденных поисковиками костях его деда под Ельней, и голос его при этом осипнет, мы будем говорить о войне и политике, о школьных годах и о любви, мы будем напряженно вглядываться временами, не засыпает ли он, Юля будет болтать, чтобы он не задремал за рулем, и ни возраст, ни жизненный опыт, ни разные взгляды на жизнь, ни национальности, ни уровень образования – ничто не будет преградой между нами. Дорога роднит нас, на несколько часов мы близкие люди, с одной целью – двигаться вперед. 
Tags:

Предвкушение отъезда

Итак, впереди дорога. За последний месяц тонкая ниточка запланированных событий, похожая на струйку дыма от буддистских аромапалочек, то ровно тянулась из моей головы в мировое пространство, то вдрызг развеивалась стремительными потоками реальности, то извивалась замысловатыми турбулентными спиралями, и в конце концов, приобретя конкретику и осязаемость, вытянулась за горизонт серой асфальтовой полосой. Мой путь лежит в Екатеринбург.
Пока я еще дома. Пока еще мы с Юлей решаем, что брать с собой из вещей, а что оставить, что прослужит нам на всем нашем пути, а что будет безжалостно выброшено, прикидываем в уме сроки и вписки, менее всего уделяя внимание нашим денежным ресурсам. Это приложится, дорога прокормит, даст ночлег, друзей, способ заработать. Вспоминаем все предыдущие наши поездки, анализируем, что пригодилось в пути, что пролежало в рюкзаке лишним грузом. Весь наш небольшой опыт направлен сейчас на это путешествие, Великое Летнее Путешествие, конец которого теряется где-то далеко во времени, и мы сами не знаем, когда повернем назад.
Рассказываем о наших планах родителям. По их лицам видно, что они недовольны. Я другого и не ждал. Мы будто бы из другого мира. Путешествие, транспорт, жилье, еда, визы, границы, обмен валюты - все это просто, все не проблема, мы спокойны, не зависим от билетов и расписания поездов, нелетной погоды или заполненности гостиниц. Того, что мы имеем, нам хватит на 3 месяца. Или на полгода. Или на год. Пределом является только наше желание, но никак не материальное состояние.
Пока мы здесь, спешим увидеться с многочисленными друзьями, которых не увидим еще долго. Увы, времени перед отъездом не хватает, чтобы увидеть всех дорогих мне людей: кто-то сейчас далеко, кто-то вне досягаемости из-за плотного графика, друзья, до встречи, я помню о вас.
Я говорю с людьми, и понимаю, как много у них возможностей для путешествия, в чем то гораздо больше чем у меня. Вооружившись музыкальным инструментом, красками и кистями, тату-машинкой, профессиональным фотоаппаратом и интернетом, засунув в карман загранпаспорт, ты становишься неуязвимым и самодостаточным, готовым к любым расстояниям и языковым барьерам. Увы, во мне нет ни одной достаточно развитой творческой жилки, все, что я могу, это писать текст, правда, дохода это пока не приносит.
Два дня. Еще два дня я точно знаю место, в котором засну, а затем, впереди будет бескрайняя асфальтовая лента, переходящая в размякшую грунтовую линию, или в пенный расходящийся след, или две натянутые струны железной дороги. Кто знает, каким будет наш путь. Но в душе при мысли о нем появляется покой и уверенность. А значит, мы все делаем правильно.
Tags:

Индуизм в Индонезии

Индуизм является одной из древнейших религий мира. В Индонезии практикуется особая разновидность индуизма, называемая на индонезийском языке агама-хинду-дхарма. Официально, здесь индуизм исповедуют около 3 % населения и их большая часть проживает на острове Бали.
Когда я была в Индонезии мне очень понравились храмы, заросшие от влаги мхом, особое ощущение целостности природы и человеческого духа, когда находишься внутри, и их безлюдность...


Еще 2 фотографии.Collapse )

Первый Шенген

Собираемся в Испанию и Португалию в начале мая. Маршрут придумали такой: Москва - Осло (сутки) - Малага (Испания) и Порту (Португалия) - Лондон (сутки) - Москва.
19 марта подали документы на испанский шенген с дополнительными документами: маршрут путешествия (описание куда-когда-на чем-где останавливаемся-что делаем) + заявление что у второго подающего часть денег на счету первого подающего).
В визовом центре в Москве все быстро и удобно. Можно и сфотографироваться (200 руб.), и распечатать (10 руб.), и заполнить анкету (150 руб.), и сервисный сбор оплатить.
Через 5 дней забрали паспорт с готовенькой визой. дали сразу мультик на полгода. и это не может не радовать! :)

Есть несколько советов: пишите маршрут - его очень любят в визовых центрах. Они его реально читали (звонили Мишке, вопросы про Лондон задавали), а мультик дали скорее всего по тому, что мы написали в маршруте, что собираемся еще в Испанию, на годовщину друзей месяца через 2. вот так вот! :0)